ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ |
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации |
Как писать пресс-релизы | версия для печати |
Рекомендации по написанию пресс-релизов
В любом деловом издании, глянцевом журнале всегда существуют новостные рубрики. Все СМИ имеют такой раздел, который всегда притягивает внимание читателей. Судебная деятельность, результаты рассмотрения конкретных дел, а не сухой перечень цифр, всегда были в центре внимания населения. Поэтому официальные сообщения о результатах рассмотрения дел не только удовлетворяют интересы общественности, но и, что самое важное, несут правдивую информацию, не оставляя возможности ее искажения и порождения всевозможных слухов. Отбрасывая беллетристическую шелуху, политические экзерсисы в судебных пресс-релизах предоставляется очищенная информация, что всегда позитивно формирует и укрепляет имидж: судебных органов, упоминающихся в новостных сообщениях. Не нужно эмоций и красочных сравнений. В данном случае самое убедительное - это факты и цифры, суммы. Поэтому написание пресс-релизов не только предоставляет информацию общественности, но и привлекает внимание журналистов и предоставляет возможность для написания ими обстоятельных статей. Как устроен пресс-релиз Поскольку пресс-релиз представляет собой продукт несколько отличный от статьи и очерка или иной публикации, давайте рассмотрим более детально устройство самого пресс-релиза. Прежде всего, надо дать заголовок. Он должен быть коротким, емким, информативным, чтобы сразу привлечь внимание и пробудить заинтересованность в прочтении предлагаемого материала. Значит, первый шаг уже сделан. Заголовок должен задавать общее восприятие текста сообщения. Хотя пресс-релиз озаглавленный «В результате наезда на пешехода последний скончался на месте» и релиз, озаглавленный «Водитель, сбивший пешехода, предстал перед судом» сообщают об одном и том же факте, разница между ними бросается в глаза». Хороший заголовок, насыщенный первый абзац неизбежно пробуждают любопытство, которое необходимо подогреть. В журналистике давно выработано правило для стимуляции любопытства и заинтересованности, которое формируют шесть самых главных вопросов: «кто?», «что?», «когда?», «где?», «почему?», «как?». Именно на них в тексте пресс-релиза и следует дать исчерпывающие ответы. Эти требования являются обязательными, они позволяют заинтересовать и редактора СМИ, что именно Ваш пресс-релиз попал в новостные сообщения, поскольку не всякий материал будет опубликован, т.к. с точки зрения автора релиза материал считается важным, а с точки зрения редактора - он совершенно не читабелен. Именно редактор принимает решение о том, чтобы Ваша информация увидела свет и была напечатана, следовательно, релиз должен быть интересен не только автору, но и редактору. Далее следует основной текст пресс-релиза, который включает изложение фактического материала: цифры, факты и комментарии к ним. Иными словами, это строительный материал, из которого будет строиться основной текст. Факты, изложенные в релизе, должны соответствовать действительности. Вполне допустимы короткие цитаты, мнения экспертов, сравнительные данные. В тексте релиза обязательно следует указать суд, который принимал решение по данному вопросу или изложить причину отложения дела, если оно не рассмотрено. Важным для написания пресс-релиза является появление информационного повода: рассмотрение дела, имеющего большой общественный резонанс, коллизия норм права, социальные последствия от совершенного правонарушения либо сделки. Дайте журналистам достаточно деталей, чтобы они увидели начало возможной истории, но, в то же время, пусть остается недосказанность, чтобы побудить их узнать еще больше. Любой пресс-релиз на должен быть длинным. Длинноты несут мало информации и лишь отпугивают от текста. Надо научиться быть кратким. Считается, что в тексте не должно быть более 500 слов, впрочем, некоторые специалисты утверждают, что предельное число здесь - 300. Профессионал всегда оценит краткость. Очень важна тональность излагаемого материала - это филигранная работа. В материале не должно быть назидательности и нравоучений - это другой формат. Сухой язык фактов, бывает красноречивее велеречивого рассказа. Информация, которую вы предлагаете изданию, должна быть общественно значимой и заслуживать всеобщего внимания. Предлагаемый материал должен удерживать внимание читателя и создавать правдивую информационную среду. Читатель любит читать о том, что может каким-то образом повлиять на его жизнь или же удовлетворить иногда праздное любопытство. Именно это должно присутствовать в релизе. Поскольку СМИ интересуют текущие события, пресс-релиз должен быть своевременен. События, которые произошли на прошлой неделе, никого не интересуют. Для этого существуют проблемные статьи и другой формат изложения. В редакцию СМИ следует направлять четкие легко читаемые тексты и обязательно дублировать их по электронной почте. Иначе, ни один редактор читать их не станет. В редакциях, и это правильно, не любят текстов с грамматическими ошибками. Этого терпеть не могут все люди, работающие с текстами. У большинства из них, кстати, врожденная грамотность. Опыт показывает, что чаще всего ошибки бывают в глагольных окончаниях (-ться, -тся), слитном написании предлогов, временных формах глаголов, а также в знаках препинания. В общем, отправить "работнику пера" текст с ошибками - это все равно, что прийти на первое свидание к девушке без цветов, да еще опоздать на пару часиков. Может быть, вы ей все еще нравитесь, но рейтинг ваш сильно упал, это точно. Пресс-релиз обычно пишется не в разговорной, повествовательной манере, а в телеграфной, обезличенной. Анализ пресс-релизов позволил выделить некоторые досадные ошибки, которые носят распространенный характер, но значительно снижают качество релизов. Ошибкой, получившей название "Два в одном флаконе", является сообщение в одном пресс-релизе сразу о двух и более новостях. Желательно сконцентрироваться на чем-то одном, более важном и пожертвовать остальным. Причина - две новости в одном сообщении запоминаются хуже, чем одна, поскольку они, как бы, затирают друг друга и, тем самым, значительно снижают эффект воздействия на читателя. Текст пресс-релиза может содержать в себе прямую цитату кого-либо из первых лиц организации, выпустившей пресс-релиз, или прямую цитату эксперта. Эта цитата размещается вторым абзацем и подтверждает или конкретизирует заголовок пресс-релиза, например, «Данные повреждения, находятся в причинной связи со смертью и не совместимы с жизнью». Прежде чем начать писать текст, необходимо честно задать себе несколько вопросов, на которые так же честно, не кривя душой, ответить. Чем точнее будут ваши ответы, тем больше шансов написать хороший релиз. Прежде всего, следует ответить на следующие вопросы: Для кого пишется этот текст? Нужно четко понимать, кто в конечном итоге должен его прочитать. Это поможет определить стиль сообщения и понять, какие СМИ вам понадобятся. О чем релиз? Вам нужно определить "стержень" сообщения - понять, какую именно информацию вы хотите донести до читателя, и отсечь все лишнее. Лучше чуть позже написать еще один пресс-релиз. Одно сообщение - одно событие. Информация уникальна, или она носит справочный характер? Любая уникальная информация, с одной стороны, всегда "вкуснее", с другой - нуждается в особенно тщательном подтверждении цифрами, поэтому она должна звучать очень убедительно. Например, «Иванов не новичок в борьбе с законом и предстал перед судом 12 раз». Цель? Разумеется, "информирование", но каждый пресс-релиз описывает или анонсирует некоторое событие. Это событие может либо работать на результат осуществления правосудия либо целью может быть изменение общественного мнения, формирование положительного имиджа. Бывают события, которые решают обе задачи. От этого зависит тональность вашего сообщения. Как Вы сможете убедить издание СМИ в том, что эта информация интересна широкому кругу читателей? Для этого следует придумать убедительные аргументы. Иногда их можно подавать в сравнении. Опыт подсказывает, что релиз не будет напечатан в следующих случаях: - релиз выглядит как реклама; - релиз не интересен, а поэтому, не достоин того, чтобы быть опубликованным; - информация, на основании которой написан релиз, слишком банальна; - релиз недостаточно уникален; - в релизе много неточностей или двусмысленностей; - релиз написан плохо и содержит грубые орфографические или грамматические ошибки; - слишком большой объем релиза. Составлено председателем комиссии по взаимодействию со СМИ Совета судей Тюменской области В.Е. Афанасовичем
|
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ |
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации |