ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ |
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации |
Всероссийский съезд судей | версия для печати |
Всероссийский съезд судей
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества.
Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений.
Делегаты на съезд от судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, арбитражных судов округов, Суда по интеллектуальным правам, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов избираются на общих собраниях судей этих судов, а делегаты от судей иных судов - на конференциях судей субъектов Российской Федерации. Делегаты на съезд избираются по следующим нормам представительства: · от судей Конституционного Суда Российской Федерации - десять судей; · от судей Верховного Суда Российской Федерации - двадцать судей; · от судей каждого кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда - по два судьи; · от судей каждого апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда - по два судьи; · от судей каждого арбитражного суда округа, Суда по интеллектуальным правам - по два судьи; · от судей каждого арбитражного апелляционного суда - по два судьи; · от судей каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - по одному судье, а также дополнительно по одному судье от каждых пятидесяти судей каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа; · от судей каждого арбитражного суда субъекта Российской Федерации - по одному судье, а также дополнительно по одному судье от каждых тридцати судей каждого арбитражного суда субъекта Российской Федерации; · от судей каждого окружного (флотского) военного суда - по два судьи; · от судей гарнизонных военных судов - по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации, на территории которого действуют гарнизонные военные суды; · от судей районных судов - по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации, а также дополнительно по одному судье от каждых ста судей районных судов, действующих на территории субъекта Российской Федерации; · от мировых судей - по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации; · от судей каждого конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации - по одному судье.
Съезд созывается один раз в четыре года Советом судей Российской Федерации. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, возникновении иных ситуаций, исключающих возможность проведения очередного съезда, созыв съезда может быть перенесен по решению Совета судей Российской Федерации на более поздний срок. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов. Председательствует на съезде председатель Совета судей Российской Федерации.
История становления Всероссийского съезда судей в РФ.
Самоорганизация судейского сообщества началась еще до принятия Закона о статусе судей в Российской Федерации от 26 июня 1992 года. Инициаторами созыва первого съезда судей Российской Федерации была группа судей, возглавляемая председателем Верховного Суда РФ Лебедевым В.М. и Министром юстиции Федоровым Н.В. Опираясь на Закон «О статусе судей в СССР» 1989 года им удалось созвать в 1991 году I Всероссийский съезд судей, состоявший из делегатов – судей судов общей юрисдикции от всех субъектов Федерации. В его работе принял участие Президент России, который выступил с речью. Высказавшись в поддержку реформы судебной системы и, одобрив предложения о ее проведении, Б.Н. Ельцин особо подчеркнул необходимость повышения доступа граждан к правосудию, усиления роли суда в защите демократических завоеваний, в разрешении межнациональных проблем, а также в разрешении противоречий между законодательной и исполнительной властями, в разрешении жалоб граждан на действия органов уголовного преследования, следователя и прокурора. Поддержку Президента России получили выдвинутые судейским сообществом концептуальные положения о введении института присяжных заседателей, учреждении мировых судей, введении апелляционного производства. В докладе Съезду Председателя Верховного Суда РСФСР В.М. Лебедева «Судебная реформа – путь к демократии» получила развитие главная задача реформирования – становление судебной власти, как гаранта судебной защиты прав граждан, и ее утверждение в государственном механизме страны как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Председатель Верховного Суда РСФСР обосновал необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными договорами и стандартами в сфере прав и свобод человека с последующим закреплением новой Конституции РФ.
Первый съезд принял решение о создании Совета Судей РФ.
Съезд принял также решение о проведении в каждом субъекте Федерации региональных конференций судей, на которых должны были избрать по одному судье от субъектного сообщества судей в члены Совета судей. Конференции были проведены и Всероссийский Совет судей сформирован.
Собравшийся в марте 1992 года в Москве Совет избрал Президиум Совета из 9 человек и Председателя Совета.
Задачами Совета, поставленными перед ним I Всероссийским съездом были: укрепление созданного судейского сообщества (корпорации), целенаправленные действия Совета судей по проведению судебной реформы в Российской Федерации, защита интересов судей, представительство их интересов в других органах государственной власти.
1992 год был первым после развала Советского Союза. Как многое в России того периода судейский корпус также находился в упадке. До судов «не доходили руки» у государства. По отдельным регионам укомплектованность штата судей находилась на очень низком уровне. Шла массовая подача заявлений судей об увольнении. Судьи понимали: нужна реформа. В первый Совет избрали судей из лучших судей регионов. Кто, как не они, осознавали насколько нужна России судебная власть. Свое осознание необходимости развертыванию судебной реформы, свое понимание судебной власти члены Совета в силу своего долга стали пытаться продвинуть в кабинетах высшей государственной власти в направлении содействия реализации Постановления Верховного Совета РСФСР «О концепции судебной реформы в РСФСР». И благодаря тому, что к членам Совета судей России прислушивались те государственные лица, к которым они обращались, первый Совет судей смог заложить реальный фундаментальный монолит под будущую судебную власть. Первый Совет подготовил концептуальные положения проекта закона «О статусе судей в Российской Федерации». По его поручению Президиум Совета провел необходимые наработки и через Пленум Верховного Суда России проект Закона был внесен на рассмотрение Верховного Совета РСФСР. В июне закон был принят. Это был главный итог деятельности первого Совета судей России.
В законе впервые введен термин «судейское сообщество». Законодательно закреплены порядок образования, очерчен круг полномочий органов судейского сообщества.
Согласно закону, к органам судейского сообщества относятся:
- Всероссийский съезд судей;
- Совет судей Российской Федерации;
- Региональные съезды, конференции, собрания Судей Высших судов, региональные советы судей.
В п.3 ст.17 Закона перечислен круг вопросов, которые вправе разрешать органы судейского сообщества. Пункт 4 упомянутой статьи предписывает, что все обращения органов судейского сообщества к органам государства, к общественным объединениям и должностным лицам подлежат рассмотрению в месячный срок.
После принятия Закона о статусе судей Российской Федерации на конференциях субъектов Федерации также были избраны Советы судей.
Совет судей России разработал и направил в Совет судей субъектов Федерации типовые положения о Советах судей.
В июне 1993 года состоялся II Всероссийский съезд судей. Помимо судей судов общей юрисдикции в его работе уже приняли участие судьи арбитражных и военных судов. Это свидетельство укрепления и объединения судейского сообщества.
На сей раз количественный состав совета был увеличен до 112 человек, а Президиум Совета был избран в составе 15 человек. Позднее Президиум был дополнен судьей Конституционного Суда РФ и Совет, таким образом, стал представлять судей всех трех подветвей единой ветви Судебной власти.
Съезд принял «Положение об органах судейского сообщества». Положением регламентированы порядок образования, структура, руководящие органы Совета, периодичность пленарных заседаний. Второй съезд отмечен и тем, что он принял концептуальные положения Кодекса чести судьи в Российской Федерации.
Завершил работу и принял Кодекс чести Совет судей. Правила поведения судей в профессиональной деятельности и во внеслужебной обстановке, отраженные в Кодексе чести, свидетельствуют об озабоченности судейского сообщества состоянием судейского корпуса России и стремлении навести порядок в своих рядах. Хотя Кодекс не носит нормативного характера, но сложившаяся практика работы квалификационных коллегий и Верховного Суда РФ подтверждает его широкое применение и реализацию требований, предъявляемых Кодексом к судьям.
Второй Всероссийский съезд судей впервые в истории судебной системы России тайным голосованием избрал Высшую квалификационную коллегию судей РФ. Круг ее основных полномочий определяет Закон «О статусе судей Российской Федерации». Это отбор кандидатов на должность судьи; приостановление и прекращение полномочий судьи; проведение аттестации судьи и присвоение ему квалификационного класса и др. В настоящее время в своей работе ВККС РФ руководствуется утвержденным в марте 2007 г. «Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей», в котором учтены новые реалии и потребности судебной системы и судейского сообщества. ВККС РФ оказывает организационно-методическую помощь своим коллегам в субъектах России, организует семинары-совещания председателей Квалификационных коллегий судей, осуществляет выездные семинары-совещания, изучая и распространяя опыт коллег. ВККС РФ проводит информационную работу, с 2002 г. выпуская «Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации». С 2006 г. журнал стал официальным изданием коллегии, выходящим ежеквартально. Точная объективная беспристрастная информация о деятельности коллегий, решениях, проблемах судейского сообщества и важных для всех судей вопросах делают его практическим помощником судей, чему подтверждением служит растущий тираж. 21 октября 1993 г. по поручению Второго Всероссийского съезда судей был принят Кодекс чести судьи Российской Федерации, утвержденный Постановлением Совета судей РФ от 21 октября 1993 г. РФ. 12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации.
Третий (внеочередной) Всероссийский съезд состоялся в марте 1994 года. Наиболее важным постановлением третьего съезда стало последнее из принятых съездом судей постановлений «О концепции судебной системы Российской Федерации». В этом постановлении был изложен взгляд самих судей на будущее устройство судебной системы Российской Федерации.
В частности отмечалось, что должен быть издан закон, закрепляющий единство судебной системы, несмотря на наличие трех ветвей внутри судебной системы, обеспечивающих осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, т.к. действуют они на основе единых конституционных принципов правосудия и судейского статуса.
Лишь совокупная деятельность указанных судов в рамках объединяющей их судебной системы Российской Федерации гарантирует защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также юридических лиц.
Тесная взаимосвязь ветвей судебной системы и общность принципов правового регулирования их организации и деятельности требует, чтобы объектом федерального конституционного Закона о судебной системе в Российской Федерации была вся судебная система Российской Федерации в целом. Закон о судебной системе в Российской Федерации должен содержать, кроме общих для всех российских судей и судов положений, разделы, касающиеся каждой из подсистем целостной судебной системы России.
3-5 декабря 1996 года прошел IV (чрезвычайный) Всероссийский съезд судей. Он принял постановление «О состоянии судебной системы Российской Федерации и перспективы ее развития».
Надо отметить, что съезды принимали принципиальные постановления, обнажали и показывали действительное, очень неприглядное положение дел в судебной системе, осуществляющей судебную власть.
Прошедшее после предыдущих съездов время свидетельствует о том, что судебная реформа практически не коснулась судов общей юрисдикции.
Не начав осуществляться в полном объеме, реформа стоит на месте, а реальные условия деятельности общих судов таковы, что встал вопрос о невозможности дальнейшего осуществления правосудия в стране.
Далее постановление обстоятельно описывает законодательное обеспечение судебной деятельности.
Отмечается длительное непринятие парламентом основополагающего закона для всех судов «О судебной системе Российской Федерации», который должен предопределить пути реформирования судебной системы. Суды общей юрисдикции, составляющие большинство судов в Российской Федерации, вынуждены работать в старом процессуальном порядке осуществления правосудия, что не позволяет эффективно проводить судебную защиту законных прав и интересов граждан, а работа над новыми Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами далека от завершения.
Съезд оценивает состояние кадрового, финансового и материального обеспечения судебной деятельности и показывает перспективы дальнейшего развития судебной реформы и судебной системы.
Усилия судей, работающих на съездах, дали положительные результаты. 31 декабря 1996 года принимается Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», концепцию которого отстаивал Совет судей и Верховный Суд РФ. Законопроекты в палатах Федерального Собрания проходят при различных сложностях. И все-таки в декабре 1997 года принимается Федеральный закон «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». В январе 1999 года принимается закон «О финансировании судов Российской Федерации», расширивший полномочия Совета судей по контролю за бюджетными средствами. Этому предшествовало незаконное сокращение бюджета судебной системы Минфином в 1998 году.
На V Всероссийском съезде судей, состоявшегося в ноябре 2000 года Президент Российской Федерации констатировал: судебную власть в России можно считать состоявшейся.
Да, благодаря упорной девятилетней борьбе судейского корпуса за становление Судебной власти, благодаря представленной Президентом страны Концепции судебной реформы в Российской Федерации, со временем одобренной российским парламентом, из клерковских контор суды начали превращаться в органы судебной власти.
Достигнуто главное: впервые в российской истории утвердилась судебная власть как самостоятельная и независимая влиятельная сила, что обеспечило практическую реализацию принципа разделения властей. Судебная власть обладает всеми необходимыми характеристиками властной структуры.
Это, прежде всего, закрепленная в Конституции Российской Федерации и федеральных законах компетенция судов по реализации своих властных полномочий и обязательность исполнения судебных постановлений всеми без исключения органами власти, местного самоуправления, общественными объединениями, должностными, юридическими и физическими лицами.
Наряду с этими свойствами она располагает полномочиями устанавливать не только правомерность поведения участников общественных отношений, но и правомерность самих законов. Это является принципиально новым аспектом судебной власти, характеризуя ее как самостоятельный и независимый вид государственной власти.
Указанные полномочия реализуются единственными носителями судебной власти – судьями, независимость и неприкосновенность которых гарантированы Конституцией РФ.
Выступая на открытии съезда, Президент страны В.В. Путин отметил, что судебная власть в России, несмотря на проблемы, состоялась, а Концепция судебной реформы в базовых параметрах реализована. Съезд избрал новый состав Совета судей. В результате работы Съезд принял Постановление «О ходе судебной реформы в РФ и перспективах развития судебной системы». В ноябре 2001 г. постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена целевая программа Развитие судебной системы России на 2002–2006 годы. Она включала в себя целый комплекс мероприятий направленных на совершенствование организационного, кадрового, материально-технического, финансового обеспечения судов, на осуществление которых было намечено выделение необходимых ассигнований. Предусматривалось значительное увеличение численности судей (по меньшей мере – вдвое) с одновременным повышением уровня оплаты их труда, развитие системы повышения квалификации кадров, информатизация судебной системы. Реализация Целевой программы позволила вывести российскую систему правосудия на новый, более высокий уровень, способствовала дальнейшему расширению доступа граждан к правосудию. В период работы Совета судей созыва 2000–2004 гг. был принят Федеральный закон от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Согласно этому Закону, к органам судейского сообщества относятся Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов РФ, Совет судей РФ, советы судей субъектов РФ, общие собрания судей судов, Высшая квалификационная коллегия судей РФ, квалификационные коллегии судей субъектов РФ.
30 ноября 2004 в Москве был проведен шестой Всероссийский съезд судей. Итоги четырехлетней работы судейского сообщества страны подвели 670 делегатов.
По истории съездов судей можно судить о ходе судебной реформы, которая продолжается в России на протяжении 13 лет. Делегаты первого Съезда судей России, состоявшегося в октябре 1991 года, обсуждали концепцию судебной реформы, именно после того съезда был сделан первый шаг к независимости судей. Суды ушли из подчинения Министерства юстиции и создали Совет судей. На том же съезде обсуждался и проект закона о статусе судей Российской Федерации, в котором впервые появилось понятие "судебная власть". И хотя судьи постановили собираться раз в четыре года, несколько последующих съездов прошли вне очереди. Необходимо было избрать кандидатов в только что учреждённый Конституционный суд России. Вскоре был созван чрезвычайный съезд с главным вопросом: как решить проблему недофинансирования деятельности судов. Именно тогда судейское сообщество заявило о необходимости учреждения собственного исполнительного обеспечивающего органа - Судебного департамента при Верховном суде. Эта идея воплотилась в январе 1998 года.
Как высший орган судейского сообщества Съезд в первую очередь предназначен для решения рабочих вопросов корпорации. Но от того, как именно судьи эти вопросы решат, зависит очень многое. Во-первых, только Всероссийский съезд наделен полномочиями избирать членов Высшей Квалификационной коллегии судей России. Именно она, по сути, отвечает за чистоту судейского сообщества, а следовательно, за качество правосудия. Во-вторых, на Съезде судьи дадут отчет о своей работе за последние 4 года, полных перемен. Достаточно сказать, что в эти годы были приняты и начали действовать новые процессуальные кодексы - Уголовный, Арбитражный, Кодекс об административных правонарушениях, Таможенный кодекс, Земельный. Внесены серьезные изменения в Закон о статусе судей. За четыре года, прошедшие с прошлого Съезда, преобразовалась и сама система судопроизводства: появились мировые суды, в большинстве регионов включились в работу суды присяжных.
Шестой Всероссийский съезд судей признал утратившим силу Кодекс чести судьи РФ 1993 г. и утвердил Кодекс судейской этики. В принятом в результате работы съезда Постановлении «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования» среди целого ряда других была особо отмечена целесообразность разработки и утверждения федеральной целевой программы по вопросам укрепления и дальнейшего развития судебной системы на 2007–2012 годы. Необходимость решения вопросов, связанных с доступностью и открытостью правосудия, получили поддержку Правительства Российской Федерации, которое в сентябре 2006 г. утвердило новую Федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2007–2011 годы». Ее реализация призвана обеспечить решение последующих стратегических задач дальнейшего развития судебной системы, расширения гласности, открытости и доступности правосудия для населения, укрепить доверие населения к судам.
С 1 по 4 декабря 2008 г. в Москве проходил VII Всероссийский съезд судей. Седьмой съезд был очень спокойным, в отличие от предыдущих. Приехали 725 делегатов. О проделанной работе за два года отчитались Совет судей РФ, Высшая Квалификационная коллегия судей, были избраны новые составы Совета судей и квалификационной коллегии. В работе съезда принял участие Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, который обратил внимание на то, что должно быть больше информации о работе судов. Суды должны быть максимально открыты в своей работе, люди должны знать об их деятельности.
Президент также обратил внимание на низкий уровень исполнения судебных решений. Создана специальная служба судебных приставов, но, тем не менее, проблемы остаются, и упреки поступают в адрес суда. Президент обратил внимание делегатов на то, что население России, к сожалению, не обладает достаточными правовыми знаниями, и лишено возможности в нужный момент обратиться в суд или иные органы и изложить свою просьбу или жалобу в требуемой форме. В 2005 году по всей стране были организованы юридические бюро, которые призваны бесплатно консультировать людей и оказывать юридическую помощь при обращении в суд или иные органы. Но эксперимент трехлетней давности пока не дает должных результатов. Если этот эксперимент себя не оправдывает, значит, надо искать иные пути решения проблемы. На съезде обсуждались также вопросы, связанные с совершенствованием судебной деятельности. В частности, рассматривается путь гуманизации правосудия.
По итогам VII Всероссийского съезда судей вынесено постановление «О состоянии судебной системы в РФ и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования».
С 1 июля 2010 г. отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов, регламентируются Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», принятым в декабре 2008 г.
VIII Всероссийском съезд судей, проходил в Москве в Колонном зале Дома союзов с 17 по 19 декабря 2012 года. В его работе принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин. Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев, характеризуя работу возглавляемого им учреждения за четыре прошедших с VII Всероссийского съезда судей года, отметил, что Верховный Суд РФ 23 раза использовал свое право законодательной инициативы. Было принято 70 постановлений Пленума Верховного Суда, которые оказали существенное влияние на формирование единообразной судебной практики. В работе съезда, принимали участие более 700 делегатов, в их числе - представители высших российских судов, федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов, мировые судьи. Участники VIII Всероссийского съезда судей РФ избрали нового главу Совета судей России. По единогласному решению голосовавших, им стал председатель Калужского областного суда Дмитрий Краснов. Ранее, с 1995 года этот пост занимал судья Верховного суда РФ Юрий Сидоренко. По итогам работы съезда было принято постановление от 19.12.2012 г. «О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях её развития», в котором в качестве главных направлений деятельности были определены дальнейшее совершенствование судопроизводства, повышение качества правосудия и эффективности защиты прав и свобод граждан, законных интересов организаций, общественных объединений и государства, а также намечены основные перспективы развития судебной системы страны. Съезд утвердил новый Кодекс судейской этики. Большое внимание съезд уделил развитию социальных гарантий статуса судей, необходимости принятия мер, направленных на повышение привлекательности судейской профессии, и, конечно, совершенствованию законодательной базы правосудия.
IX Всероссийский съезд судей состоялся 6 - 8 декабря 2016 года. IX Всероссийский съезд судей посвящён вопросам, касающимся функционированию судебной системы за истекший четырехлетний период, перспективам её развития, мерам по совершенствованию деятельности судов. На съезде обозначена перспектива проведения новой судебной реформы, связанной с организацией апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, начавших успешно функционировать в 2019 году. |
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ |
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации |