ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ |
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации |
Сочинение на областной конкурс о судебной системе: «Исторические аспекты становления и современное состояние службы судебного администрирования» | версия для печати |
Одним из важнейших принципов осуществления правосудия является независимость судебной власти. Суды обеспечивают правопорядок посредством специальных средств, а также судебного аппарата, защищая права и свободы людей, устанавливая справедливость и законность. Значительное влияние на развитие профессиональной деятельности администраторов в суде оказало далекое прошлое, которое положило начало формированию новой профессии, основанной на истоках, где были Псковские грамоты и Судебники, они значительно отличаются от системы правосудия, существовавшей в дореволюционной России, и, несомненно, оказавшей влияние на формирование современной российской системы. Судебные администраторы в последние годы стали превращаться во все более значимую единицу федеральных судебных органов. Администраторов можно найти в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Первостепенная роль администратора заключается в осуществлении административных функций и организационном обеспечении суда под общим руководством председателя суда. В настоящее время в связи с реализацией федеральной целевой программы по развитию судебной системы России на 2013-2020 годы, институт администраторов суда получил широкое распространение. Для нашего колледжа специальность 40.02.03 Право и судебное администрирование новая, поскольку открыта с 2017 года. В связи, с тем, что я сама обучаюсь по данной специальности, для меня актуален анализ правового статуса судебного администратора и его роли в судебном процессе, а также интересно разобраться в сущности данной специальности, её актуальности на рынке труда, востребованности специалистов по судебному администрированию в судах Тюменской области. Вопросам судопроизводства исторически уделяется значительное внимание, но государственное регулирование главным образом направлено на саму систему судов и основы судопроизводства. Деятельность лиц, способствующих осуществлению судебного процесса, первоначально лишь фрагментарно регулировалась нормами права. Изначально такие функции частично выполнялись приставами, чему имеется подтверждение в нормах Псковской судной грамоты, согласно ст. 25 которой приставы вызывали в суд ответчика, при его неявке, доставляли силой, в соответствии со ст.50 приставы занимались написанием повесток и обвинительных приговоров. Согласно положениям Судебника 1497 г. на Руси в суде велся протокол заседания, вызовы в суд осуществлялись специальными грамотами, судебные решения оформлялись «правой» грамотой. На первый взгляд все эти действия понятны и не требуют дополнительных пояснений, но возникает ряд вопросов: как и кто вел протокол заседания?, кто писал решение судьи (правую грамоту)? То есть многие функции, которые сейчас выполняют секретари, специалисты по судебному администрированию, ранее исполняли определенные люди, но их правовой статус не был урегулирован отдельным актом и лишь некоторые положения Судебника 1497 года позволяют определить лицо в чьи обязанности входили вышеперечисленные функции. Так, из п.15 Судебника 1497 года следует, что решение судьи оформляет (записывает) подьячий. В его же функции входила запись судебных решений в протокол (п.16 Судебника 1497 г.). Помимо подьячих запись правовых грамот возлагалась и на дьяка (п.40 Судебника 1497 г.). Согласно п. 17 Судебника 1497 г. бояре занимались оформлением правых и отпускных грамот, а подьячие записывали эти грамоты: «А от (оформления) правой грамоты и отпускной (на холопа и рабу) боярину взыскивать от печати с холопа и с рабы, с головы (не свободного человека) по девяти денег, а дьяку от подписи — по алтыну с головы, а подьячему, который грамоту правую напишет или отпускную, — с головы по три деньги». Подьячие выполняли и иные обязанности по содействию судебному процессу: записывали приговор суда (п.22, 23 Судебника 1497 г.). Из п.24. Судебника следует, что при судебных разбирательствах, попадающих под юрисдикцию именно князя, оформлением (печать) протокола занимается печатник князя, а решение на списке (протоколе) уже записывает подьячий. Судебная реформа 1864 года внесла достаточно большие коррективы в состав лиц обеспечивающих судебный процесс: штат сотрудников был значительно увеличен и в его состав входили секретари, помощники, судебные приставы, архивариусы и т.д. Секретари, помощники, кассиры, переводчики — эти лица содействовали деятельности суда. Их состав и численность постоянно менялись, корректировались, возникали новые должности, так, в структуре суда появляется отдельное лицо, отвечающее за доставление корреспонденции и повесток — курьер. К работникам аппарата суда предъявлялись высокие требования: на должности секретаря и его помощника принимались только лица, имевшие высшее юридическое образование или опыт правоприменительной деятельности. Каждое должностное лицо, служившее в суде, относилось к определенному классу. В соответствии с Табелем о рангах судебные приставы, секретарь окружного суда находились в восьмом классе. Таким образом, в истории российского государства обязанности по судебному администрированию возлагались на различных лиц: на приставов, подъячих, дьяконов, секретарей, помощников и т. д. Значительно позже законодатель пришёл к пониманию о необходимости урегулирования деятельности аппарата суда отдельными нормами. В законодательстве советского периода появляется понятие «аппарат суда» и более конкретно, чётко распределяются обязанности между сотрудниками по обеспечению судебного процесса. Ст. 26 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР», в частности, гласила: «Председатель районного (городского) народного суда руководит работой аппарата суда». В ст. 78 определялась структура и штатная численность аппаратов судов РСФСР. В ней указывалось целевое предназначение аппарата суда, которое заключалось в обеспечении работы судов по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики и иной деятельности в судах. В ст. 78 указанного закона закрепляется наименование отдельных сотрудников аппарата суда: «… В Кассационной коллегии, судебных коллегиях и отделах Верховного Суда РСФСР состоят главные и старшие консультанты, консультанты, инспектора, а также другие служащие и младший обслуживающий персонал». Ныне действующий Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» достаточно лаконично и точно определяет основное назначение аппарата современного суда: обеспечение деятельности суда (ст. 30). Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания. Современный институт администраторов суда получил своё законодательное закрепление в результате принятия Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ». Цель создания института администраторов суда состояла в стремлении освободить председателей судов и самих судей от выполнения ряда несвойственных им обязанностей в области организационного обеспечения работы судов. Такая деятельность находится вне рамок процесса осуществления правосудия, а значит, должна выполняться не судьями, а иными лицами – администраторами суда. Область профессиональной деятельности специалистов по судебному администрированию достаточно широка, это и организационно-административная деятельность по созданию условий для осуществления правосудия в Российской Федерации, а также правовое, информационное, организационно-техническое обеспечение судебной деятельности. Основные полномочия администратора суда перечислены в ст. 19 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ». Специалисты по судебному администрированию осуществляют деятельность в области документооборота в суде и документированию информации суда; по информационному обеспечению деятельности суда; по техническому обеспечению деятельности суда; занимаются обобщением судебной статистики. Администратор суда: 1) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; 2) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; 3) принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда; 4) осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива; 5) организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы; др. Выполнение такого широкого спектра полномочий требует высокой профессиональной подготовки и организаторских способностей со стороны администратора. Современная система обеспечения судопроизводства является достаточно прогрессивной, но её развитие не останавливается на достигнутом, что подтверждается внедрением в процесс «электронного правосудия». Такое развитие, естественно, предъявляет всё большие требования к специалистам по судебному администрированию, подготовку которых осуществляет ряд образовательных организаций России. На сегодняшний день их не так много – всего 10, в числе которых и наш колледж. Необходимо отметить, что поскольку программа подготовки специалистов по этой специальности предполагает изучение различных юридических дисциплин по вопросам функционирования аппарата судов, то по окончании колледжа, получая высшее образование, выпускники, помимо должности администратор суда, могут претендовать на должности секретаря суда, помощника судьи и др. Наличие такого рода подготовки и квалификации открывает перед выпускниками широкие возможности для работы в судебной системе Российской Федерации. С целью определения сущности и содержания специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование, а также востребованности специалистов по судебному администрированию был проведен опрос специалистов, связанных с деятельностью судов различных уровней: судьи Тюменского областного суда, судьи Калининского районного суда г. Тюмени, прокурора уголовно-судебного управления прокуратуры Тюменской области, заместителя начальника общего отдела (кадры) Калининского районного суда г. Тюмени. Специалисты отметили, что специалист по судебному администрированию востребован в судах всех звеньев. На вопрос является ли эта профессия стартом для продвижения вверх по судебной карьерной лестнице, ответили положительно и проиллюстрировали собственные примеры успешной карьеры, началом которой были должности судебного курьера, секретаря судебного заседания или помощника судьи. В заключение можно отметить, что работа в суде, даже на самой низшей должности – это прекрасная возможность для тех, кто желает связать свою жизнь с отправлением правосудия. Проработав в должности 3-5 лет, можно приобрести богатый опыт участия в подготовке судебных заседаний, выяснить тонкости работы судей, о которых не говорят на лекциях и не пишут в нормативных актах. Изучение данной темы позволило мне сориентироваться в своей будущей профессиональной деятельности и сделать правильный выбор.
Автор: Романова Полина Олеговна, студентка ЧПОУ ТОСПО «Тюменского колледжа экономики, управления и права», группа ПСА-17-23 |
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ |
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации |